Грузоперевозки между Финляндией и Россией продолжаются несмотря на санкционные ограничения, введенные Европейским союзом. После введения пятого пакета санкций ЕС в апреле 2022 года, который запретил российским и белорусским грузовикам передвигаться по территории Европейского союза, логистические компании обеих стран разработали innovative схемы обхода ограничений. Россия не ввела зеркальные меры, что позволило европейским грузовикам продолжать работу на своей территории.
По данным финской таможни, после первоначального падения объемов перевозок до 834 грузовиков за неделю, показатель постепенно восстановился и сейчас составляет примерно
треть от прошлогоднего значения. Это демонстрирует adaptability логистического сектора к новым реалиям и способность находить обходные пути для поддержания товарооборота между странами.
Ключевые ограничения ЕС
Европейский союз ввел комплексные ограничения на грузоперевозки между Финляндией и Россией:
- Запрет на въезд грузовиков с российскими и белорусскими номерами на территорию ЕС
- Запрет на учреждение новых автотранспортных компаний с долей российского ownership более 25%
- Расширенный список товаров двойного назначения и стратегической продукции
- Контроль за соблюдением санкционных режимов третьих стран (США, Японии, Канады)
Влияние на товарооборот
Под 14-й пакет санкций ЕС подпадает экспорт финских товаров и услуг в Россию на сумму около
5 млн евро, где крупнейшей статьей (3,3 млн евро) являются пластиковые изделия. Несмотря на относительно небольшой объем в денежном выражении, эти ограничения создают significant logistical challenges для компаний обеих стран.
Актуальные схемы обхода санкций в 2025 году1. Перецепка тягачей и прицепов
Наиболее распространенный метод обхода санкций, который продолжает использоваться в 2025 году358.
Механизм работы:- На границе товары перегружаются с российских грузовиков на автомобили с европейскими номерами2
- Российские прицепы присоединяются к финским тягачам для законного пересечения границы10
- Формально такая комбинация считается финским перевозчиком и не нарушает санкционные ограничения5
Правовое обоснование:Главный таможенный инспектор Финляндии Яркко Фагерстрём подтверждает:
"Если у финского грузовика российский прицеп, это считается финским перевозчиком, и следовать через границу законно"Транзит через третьи страны
Использование стран-посредников для реэкспорта товаров в Россию16.
Основные маршруты:- Через Польшу, Болгарию или Литву в Беларусь с последующей отправкой в Россию1
- Через страны Центральной Азии, преимущественно Кыргызстан и Казахстан1
- Морские пути через Турцию и ОАЭ с дальнейшей транспортировкой в Россию6
3. Изменение документов и маркировки
Схемы с документальным сопровождением:- Указание фиктивных конечных пунктов назначения в странах Центральной Азии1
- Использование компаний-посредников в третьих странах для оформления документов4
- Изменение кодов ТН ВЭД для санкционных товаров4